Смольный готовит революцию в сфере уборки улиц от снега. К середине 2014-го под Сестрорецком появится завод по производству формиатных и ацетатных противогололедных реагентов, которые сейчас в основном используются на аэродромах. В качестве эксперимента Правительство города может отдать инвестору, связанному с химическим заводом из подмосковного Воскресенска, право убирать улицы в одном из районов Петербурга. Впрочем, полностью отказаться от соли город все равно не сможет, сообщает «Фонтанка.ру».
Проект по строительству под Петербургом завода по производству реагентов одобрен 29 августа 2013 года на заседании Совета по инвестициям в Смольном. Инвестором, выступает швейцарская компания ChemECO, принадлежащая ряду российских бизнесменов. Она выкупила площадку под Белоостровом, на которой сейчас располагается обанкротившийся асфальтобетонный завод. Вместо него к середине 2014 года планируется построить предприятие по производству противогололедных реагентов мощностью в 200 тысяч тонн в год. Стоимость проекта оценивается в 1 млрд рублей.
Речь идет о реагентах, которые выпускает компания «Химальянс» из подмосковского Воскресенска (технологический партнер проекта). Согласно данным аналитической системы СПАРК, собственником «Химальянса» является Михаил Гурович, который одновременно является и директором главного химического предприятия Воскресенска — знаменитого Опытно-промышленного горно-химического завода. Компания специализируется на твердых гранулированных реагентах из формиатов, то есть солей муравьиной кислоты, и жидких реагентов из ацетатов, то есть солей уксусной кислоты. Основная область использования этих реагентов — аэродромы: формиаты и ацетаты, в отличие от соли, не содержат хлор и потому не оказывают коррозийного воздействия на самолеты. В состав обоих материалов входят натрий и калий.
Как рассказал «Фонтанке» Михаил Гурович, производство реагентов было налажено на базе главного химического предприятия Воскресенска в середине 2000-х. Вне аэродромов продукция компании практически не используется: по словам Гуровича, для своих нужд ее закупали владельцы дорогих особняков на Рублевке, а также подмосковные санатории и пансионаты. Изначально инвесторы планировали построить завод под Петербургом, чтобы в перспективе выйти на зарубежный рынок авиационных противогололедных материалов, где сейчас доминирует британский Killfrost. Однако затем проектом заинтересовались в Смольном — лично губернатор Георгий Полтавченко, который постоянно говорит о снижении солевой нагрузки на город.
В результате родился проект государственно-частного партнерства. Согласно нему, Смольный может подписать с ChemECO контракт на комплексную уборку одного или двух районов города (Василеостровского или Калининского). Предполагается, что инвестор станет оператором очистки улично-дорожной сети, взяв себе на субподряд одно из государственных специализированных дорожных предприятий.
Правда, убирать все магистрали авиационными реагентами не планируется ввиду их стоимости: если одна тонна соли стоит около 3 тысяч рублей, то цена 1 тонны реагентов от предприятия из Воскресенска начинается от 15 тысяч. Инвестор планирует составить регламент уборки, где будет прописано, какие улицы планируется по-прежнему убирать с помощью соли, а какие — с применением инновационного материала. Скорее всего, формиатами и ацетатами будут топить снег на центральных улицах, а также на мостах и путепроводах, так как они оказывают минимальное коррозийное воздействие.
По итогам эксперимента с уборкой одного или двух районов сотрудничество может быть продолжено, и инвестору передадут еще несколько районов. Точные сроки начала проекта еще только определяются: возможно, что новые материалы начнут применяться уже летом 2014 года — в виде специальных шампуней для мытья улиц. Отметим, что одним из условий Смольного является сохранение нынешних объемов финансирования сферы уборки города (в 2013 году все городские специализированные дорожные предприятия получат более 8 млрд). В переговорах с чиновниками инвестор заверяет, что так и будет, ссылаясь на то, что новый материал эффективнее соли в три раза, за счет чего разница в цене будет нивелироваться.
Впрочем, некоторые эксперты сомневаются в серьезной разнице между солью и авиационными реагентами. «Эффективность реагента определяется плавящей способностью. При температуре минус 5 градусов 1 грамм соли может расплавить 11 граммов снега. 1 грамм ацетата — около 7 граммов», — говорит ведущий научный сотрудник московского НИИ химических реактивов и особо чистых веществ Юрий Орлов. По его словам, формиаты и ацетаты безопаснее соли с точки зрения экологии, а также не оказывают коррозийного воздействия на металл. «Они дороже соли, но на аэродромах это оправдано, учитывая высокую стоимость самолетов и опасность из-за коррозии. В Москве, кстати, уже пытались использовать ацетаты при уборке улиц, но отказались, так как граждане стали жаловаться на запах уксуса», — замечает Юрий Орлов. Отметим, что в начале 2000-х в столице действительно использовали реагент «Антиснег» на основе ацетата аммония. Однако затем мэрия запретила обрабатывать с его помощью улицы, так как москвичи жаловались на запах уксуса.
В настоящее время улицы Петербурга в основном убираются от снега с помощью соли, соляного раствора или пескосоляной смеси. Иногда в соляной раствор добавляется хлористый кальций, но только при сильных морозах, когда нужна помощь этого сильного реагента, чтобы растопить снег. Тротуары только прометаются, а наледь убирают с помощью композитного матеариала «Бионорд». Наконец, на окраинах, где не нужно зачищать дороги от снега до асфальта, применяют гранитную крошку.
«Во всем мире 95% городских дорог убираются с помощью соли. 3% — это хлористый кальций, 2% — все остальные материалы», — замечает Юрий Орлов. По его мнению, такое доминирование соли связано с тем, что мир еще не нашел реагента, сопоставимого с ней по критерию «цена/качество». При этом эксперт отмечает, что проблемы от ее использования возникают в том случае, если топить с ее помощью снег необдуманно, превышая необходимые объемы.
Андрей Захаров («Фонтанка.ру»)